Виды лобовых стекол автомобиля
Сейчас сложно себе представить автомобиль без лобового стекла. Данная деталь в виде светопрозрачного щитка дает защиту от осадков, ветра, пыли, небольших камней, выскакивающих из-под колес при быстрой езде. Также стекло обеспечивает хорошую обзорность дороги. Все автостекла изготавливаются с учетом требований безопасности, ведь важно, чтобы в случае аварии они не стали причиной травмирования водителя, пассажиров.
Виды стекол
По функциональности и технологии производства выделяют несколько разновидностей лобовых стекол, где у каждой свои особенности. От технологии зависят физические, химические, эксплуатационные качества детали.
Сталинит
Так называют однослойное закаленное стекло, маркируемое буквой «T» (Tempered или Temperlite). В случае аварии рассыпается на множество осколков с неострыми гранями, соответственно ранить людей, находящихся в салоне, оно не способно.
Для изготовления сталинита берется обычное листовое стекло, затем подвергается термообработке при температуре +650 – 680° C, после равномерно остужается воздушным потоком. Нагрев требуется для образования остаточных напряжений сжатия в поверхностных слоях стекла. Если сравнивать с обычным автостеклом, сталинит при ударе прочнее в 5 – 6 раз.
Другие преимущества:
- выдерживает механические воздействия, высокие температуры;
- если повреждается, рассыпается на множество мелких частиц с неострыми краями, которые неспособны нанести вред;
- уровень светопрозрачности – не более 84%.
Качественный сталинит, изготовленный в соответствии с ГОСТ, имеет ровную поверхность и аккуратные края без включения посторонних частиц.
В лобовой части сталинит сейчас практически не используют – материал больше подходит для люков, заднего и бокового стекла.
Дуплекс
Прочное автостекло, состоящее из двух листов, где на одну из сторон нанесен слой из технической прозрачной пластмассы толщиной 0.35 мм. При аварии или ином другом механическом воздействии осколки не рассыпаются, а удерживаются полимерным слоем.
Дуплекс в автомобильной промышленности не «прижился», так как его заменил другой, более совершенный вид остекления – триплекс.
Триплекс
Такие автостекла являются наиболее безопасными, что повлияло на их быстрое распространение. Маркируются буквой «L» (Laminated).
Структура представляет собой «слоеный пирог»: берется два силикатных или органических стекла класса M1 (толщиной от 2 мм), которые склеиваются друг с другом поливинилбутиральной (ПВБ) пленкой. Автостекло, изготавливаемое по этой технологии, при ударе не разбивается и не рассыпается на осколки, а удерживается эластичной пленкой. При незначительном повреждении только скалывается верхний слой, который можно отремонтировать путем нанесения жидкого пластика. Кроме того, этот вид стекла за счет трехслойной структуры обеспечивает неплохую шумоизоляцию. Другие свойства изделия – зеркальность, терморегуляция.
Триплекс чаще устанавливают в лобовой части. Можно, конечно, остеклить им все остальные оконные проемы автомобиля, но это удовольствие не из дешевых. Просто при производстве надо вырезать одинаковые по размеру и форме стекла, склеить их, придать необходимую конфигурацию, обработать кромки, обрезать края, удалить пузырьки воздуха, чтобы минимизировать искажения и придать максимальную прозрачность, нанести шелкографию, дополнить пятаком для зеркала и т. д.
Если на таком стекле заметны неровные края или геометрические искажения, от его покупки лучше отказаться. Качественный триплекс не может быть дешевым.
Многослойное стекло
По технологии изготовления это аналог триплекса, только слоев стекла и пленки больше двух, что определяет конечную прочность.
Многослойные автостекла по причине их высокой прочности и надежности ставят на служебные авто, к примеру, инкассаторские, на бронированные модели, машины представительского класса. Они легко выдержат сильные удары, а при большом количестве слоев – даже выстрел. Поверхность просто поглотит энергию и деформируется, но не рассыплется на осколки.
Заключение
Выбирая лобовое стекло для своего авто, первым делом надо отталкиваться от условий эксплуатации и того, какой вариант будет безопасней для водителя и пассажиров в случае его повреждения. Оптимальный в плане цена-качество выбор – триплекс. Сталинит сейчас практически не ставят, а многослойные изделия пока еще слишком дорогие для рядового автовладельца.